Закрыть
Интервал между буквами:
Стандартный Средний Большой
Шрифт:
Arial Times New Roman

Размер шрифта: A A A

Цвета сайта: A A A A A

Картинки сайта: Выкл
1 cc407Включить версию для слабовидящих
Размер шрифта: A A A Цвета сайта: A A A Картинки сайта: Выкл Настройки ▼
vk
Независимая оценка в 2023 году
qryuio
Анкета доступна по QR-коду, а так же по прямой ссылке:
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/365075

Добро пожаловать

Интернет-приёмная

sendmail1
imagesanketa
god1

Статистика

Улицы города

Улицы Полярного

Материал взят с сайта http://museum-polar.ru/publikatsii/zhizn-na-murmane/

В Полярном насчитывается 19 улиц, и 11 из них названы в честь героев Великой Отечественной войны.

До 30-х годов улиц было немного, а про их названия нам ничего не известно.

В связи с начавшимся военным строительством в 1933-1938 годах в Полярном выделили пять районов: Морской, Озерный, Гранитный, Магнитный, Перейма. Часто использовались названия частей города - «Старый Полярный» (которое в ходу и сейчас) и «Новый Полярный». Когда для флота построили много деревянных двухэтажных домов, в городе появились «линии» по образцу ленинградских. В документах предвоенной поры встречаются названия: Рабочий городок, Жилой городок, улица Дома Военно-Морского Флота и т.д.

С 1941 года появляется в документах название улица Советская. Получается, что это самое давнее из ныне существующих названий.

В 1945 году исполком Полярного городского Совета депутатов трудящихся закрепил ряд наименований для улиц. С тех самых пор в нашем городе существует улица Красноармейская.

Наиболее крупное переименование произошло в 1949 году. В честь 50-летия города Совет депутатов трудящихся решил превратить «линии» в улицы и присвоить им имена героев войны. 1-я линия стала улицей Видяева, 2-я - Котельникова, и так далее. Правда, в 1987 году это постановление пришлось пересмотреть: старые деревянные дома сносились, строились новые, и рисунок улиц стал другим. Так что названия улиц сохранились, а вот их место на карте города могло измениться.

Но вернемся в 1949 год. Тогда Великая Отечественная война была еще свежа в памяти, и поэтому улицы назывались именами тех, кого полярнинцы больше всего оплакивали, чтили и помнили.

Улица Видяева

Федор Алексеевич Видяев (1912 – 1943), по национальности эрзя (мордвин), вырос в Мурманске, работал матросом на рыболовном траулере, по комсомольской путевке был направлен в Высшее военно-морское училище им. Фрунзе. Как отличник, имел право выбрать место службы и выбрал Северный флот. В 1942 году стал командиром подводной лодки «Щ-421», на которой до этого служил помощником. Совершил 19 походов (9 – как командир), по официальным данным, участвовал в потоплении 15 вражеских кораблей. Был награжден тремя орденами Красного Знамени и английским орденом Британской империи. Видяев был чрезвычайно талантливым командиром, действовал дерзко и расчетливо, находил выход из многих смертельно опасных ситуаций. Например, после подрыва «Щ-421» на мине сумел спасти экипаж. В фильме «Командир счастливой «Щуки» практически все сюжетные ходы основаны на истории Видяева (и еще одного прославленного командира – Фисановича). В июле 1942 подлодка Видяева уничтожила охотившийся на нее противолодочный корабль врага - уникальный случай в истории.

Перед очередным выходом в море Видяев написал семье в Ленинград, что скоро приедет в отпуск. Подписал фотокарточку: «Моему сыну Константину, будущему защитнику нашей дорогой Родины, от отца. Видяев. 23 июня 1943 года. Действующий флот».

25 июля 1943 лодка «Щ-422» (которой после гибели «Щ-421» командовал Видяев) получила звание гвардейской. Подводники радовались за друзей, ждали их к празднику, но видяевцы так и не узнали о высокой оценке Родины. На базу они не вернулись…

И тогда люди стали собирать деньги на памятник Видяеву. Осенью 1943 года он был поставлен на пирсе, откуда уходили в бой субмарины; позднее его перенесли в сквер подплава. Долгие годы это был единственный в Полярном памятник, посвященный конкретному человеку.

А после войны имя Видяева было первым увековечено на карте города.

Улица Гаджиева

Отважный сын дагестанского народа Магомет Имадутдинович Гаджиев (1907 - 1942) мечтал о море с детства. Как и Видяев, попал в военно-морское училище по комсомольской путевке. В течение восьми лет Гаджиев проходил подводную службу на Черноморском и Тихоокеанском флотах. Был награжден орденом Ленина. Когда его перевели на Север, Гаджиев был уже опытным подводником, а потому его назначили командиром дивизиона. Он постоянно выходил в море на лодках своих подчиненных, передавая им свое мастерство. Атаки под его руководством отличались стремительностью и оригинальностью маневра. По официальным данным, он принял участие в уничтожении 10 вражеских кораблей, а всего его дивизион уничтожил их 27. Командующий Северным флотом А.Г. Головко называл Гаджиева «человеком без страха и усталости».

Магомет Гаджиев стоял у истоков одной из флотских традиций. В сентябре 1941 года экипаж подводной лодки «К-2» (на которой находился комдив Гаджиев), входя в Екатерининскую гавань, дал холостой залп в честь потопленного ими транспорта. Вскоре так стали делать все подводники.

Погиб Гаджиев 12 мая 1942 года вместе с экипажем подводной лодки «К-23», на которой он находился в очередном походе.

Он стал первым дагестанцем – Героем Советского Союза.

Улица Гандюхина

Печально, но в документы вкралась ошибка: на самом деле отважного матроса звали Гондюхин Иван Егорович (1918-1944).

К сожалению, мы знаем о нем немногое. Был он родом из Архангельской области. Служил рулевым на лодке «Щ-404». Был отважным и умелым бойцом: во время налета фашистских бомбардировщиков на Полярный вел по ним огонь из носового орудия лодки. Как-то раз был отброшен взрывной волной в воду, но сумел выплыть.

Летом 1944 был переведен на лодку «Щ-402». И – печальная ирония судьбы – вместе с этой лодкой погиб 21 сентября 1944 года. А 404-я «щука» уцелела, встретила День Победы, единственная из тех лодок проекта «Щ», которые начинали войну на Севере.

Улица Котельникова

Котельников Виктор Николаевич (1908 -1943), уроженец Горьковской (Нижегородской) области, как и многие другие, попал в военно-морское училище по направлению комсомола. Став штурманом, привел на Север через Беломорканал первые подводные лодки типа «Д». Потом на одной из них дослужился до капитана. Первым на флоте начал отрабатывать подледное плавание. Как один из самых опытных и знающих подводников, в 1941 получил под командование новейшую субмарину «К-22». По официальным данным, лодка уничтожила 9 вражеских кораблей.

В 1942 году Котельников получил приказ оказать помощь подорвавшейся на мине лодке «Щ-421» Видяева. Лодку нашли и попытались отбуксировать в базу, но из-за сильного волнения моря ни буксировочные тросы, ни даже якорная цепь не выдерживали. Когда поблизости появились вражеские корабли, лодка Котельникова приняла на борт весь экипаж «щуки» (43 человека) и потопила поврежденную субмарину выстрелом торпеды. В Екатерининскую гавань «К-22» вошла под двумя флагами, и дала сначала свой позывной, а затем позывной «Щ-421».

«С таким товарищем и служить вместе приятно, и дружить хорошо», - писал о Котельникове знаменитый подводник И.А.Колышкин.

Виктор Котельников был награжден орденом Красного Знамени, а его лодка получила звание гвардейской. Позднее Котельников был назначен командиром дивизиона и передал свою лодку другому офицеру. 3 февраля 1943 года он вышел в боевой поход на «К-22» уже в качестве комдива. В сильный шторм связь с базой была потеряна. Весь Полярный ждал их возвращения, но когда все сроки вышли, стало ясно, что этот поход оказался для них последним.

Улица Моисеева

Моисеев Аркадий Ефимович (1913-1942). Родился на территории современного Казахстана в еврейской семье. Как и Котельников, начинал штурманом, участвовал в проводке подводных лодок с Балтики на Север через Беломорканал. К началу Великой Отечественной Моисеев командовал субмариной «Щ-401». В первый боевой поход «Щ-401» вышла 22 июня 1941 года, в первый день войны. За 11 месяцев моисеевская «щука» уничтожила, по официальным данным, 4 вражеских корабля, участвовала в высадке разведчиков. Моисеев был удостоен ордена Красного Знамени.

В апреле 1942 года «Щ-401» не вернулась из боевого похода. Поиски не дали результата. Стало ясно, что отважный капитан и его экипаж погибли.

Улица Сивко

Иван Михайлович Сивко (1921 – 1941) стал Героем Советского Союза в возрасте 20 лет, получив это звание посмертно. Матрос мурманского тралфлота, он в первый же день войны написал рапорт с просьбой отправить его из учебного отряда на передовую. В июле его вместе с другими добровольцами-моряками перебрасывают в губу Западная Лица. 2 августа 1941 года, прикрывая отход основных сил десанта, Иван Сивко оказался отрезан от своих и в течение двух часов в одиночку оборонялся на сопке против атак врага. Когда у него закончились патроны, Сивко подпустил противника ближе и подорвал их вместе с собой последней гранатой, уничтожив в течение боя 26 фашистов.

Поэт Александр Жаров посвятил Ивану Сивко поэму «Богатырь».

Улица Фисановича

Фисанович Израиль Ильич (1914 - 1944) родился на Украине, в еврейской семье. Как и многие его сверстники, пришел на флот по призыву комсомола, закончил военно-морское училище, после Балтики получил назначение на Север. Став флагманским штурманом бригады подводных лодок, продолжил учебу. А 22 июля 1941 года был назначен командиром на лодку «М-172». Вскоре эта лодка и ее командир стали известны не только всему флоту, но и всей стране, совершив множество дерзких и успешных операций.

Вот одна из них. 15-го мая 1942 года «М-172» торпедировала с близкой дистанции вражеский транспорт. Сопровождавшие его корабли бросились в погоню. В течение десяти часов враг сбросил на «малютку» 324 глубинные бомбы. Лодка получила большие повреждения. Когда приблизились к своим берегам, решено было всплыть, так как воздуха практически не осталось. Орудия преследовавших «малютку» вражеских кораблей выпустили по лодке до 40 снарядов, её атаковал немецкий самолёт, сбросив на неё 4 авиабомбы и причинив ей новые повреждения. И всё-таки лодка своим ходом пришла на базу. Для ремонта потребовалось 5 месяцев. Экипаж был награждён высокими правительственными наградами.

Всего «М-172» совершила 17 боевых походов, потопив 13 кораблей противника.

Фисанович был удостоен звания Героя Советского Союза, а лодка «М-172» стала Краснознаменной и гвардейской. Всего четыре корабля в истории советского флота носили оба этих звания.

В 1943 году Фисанович стал командиром дивизиона, а в 1944 был командирован в Великобританию, чтобы изучить и привести в СССР английскую субмарину, которую нам передавали союзники. Подводная лодка В-1 начала путь к нашим берегам, но в пути погибла. Долгое время причины и место её гибели оставались невыясненными, и лишь через двадцать лет после войны выяснилось, что субмарина была по ошибке потоплена британским бомбардировщиком. К сожалению, такие случаи были и у нас...

Так оборвался жизненный путь знаменитого подводника.

Следует сказать, что Израиль Фисанович был очень одарённым человеком, Он сочинял стихи, песни, писал газетные и журнальные статьи. В 1944 году была издана его книга «Записки подводника», подготовлена рукопись книги «История Краснознамённой М-172».

Как видно из этих данных, в первую очередь в Полярном старались увековечить память погибших героев войны.

Примечательно, что в 1972 и 1987 годах, после того, как ушли из жизни знаменитые подводники-североморцы Лунин и Стариков, их именами тоже назвали улицы.

Улица Лунина

Лунин Николай Александрович (1907-1970) – уроженец Одессы, с детства мечтавший о море и связавший с ним свою жизнь. Был юнгой и матросом, дослужился до помощника капитана танкера, а в 1935 году был призван во флот и затем закончил курсы по подготовке командиров-подводников.

С 1940 года Лунин служит на Севере и встречает войну командиром подводной лодки «Щ-421». Это у него помощником служил Ф.А. Видяев. По официальным данным, за полгода лодка потопила 7 кораблей противника. Лунин получил звание Героя Советского Союза и в феврале 1942 года был назначен на новый подводный крейсер – «К-21».

Первым из североморских подводников Лунин начал применять крейсерский метод поиска противника (патрулирование на оживленных участках коммуникаций), выполнять ночные торпедные атаки, которые до того считались невозможными.

Летом 1942 года наступил «звездный час» Лунина и его экипажа. « К-21» вышла в поход для прикрытия конвоя, который с большими потерями добирался до СССР из британских портов. Это был печально знаменитый PQ-17. И британскому, и советскому командованию было известно, что в районе следования конвоя охотится один из самых больших кораблей того времени – немецкий линкор «Тирпиц». Даже сегодня корабль такого масштаба выглядел бы впечатляюще: 251 м в длину, экипаж - 2600 человек.

И вот 5 июля 1942 года наша лодка «К-21» вышла на мощную немецкую эскадру, в составе которой был и «Тирпиц». Лунин принял решение атаковать и выпустил по цели четыре торпеды. Точных результатов атаки подводники не видели, но было зафиксировано два взрыва. В отчёте по итогам похода Лунин сообщил, что одна из торпед попала в «Тирпиц» - конечно же, о потоплении такого огромного корабля единственной торпедой речи не шло – а вторая, возможно, в один из кораблей охранения.

Этот эпизод стал одним из самых спорных в истории нашего флота, поскольку в немецких документах факт попадания торпед в суда эскадры не зафиксирован. Возможно, Лунин ошибся в расчетах и торпеды ударились о дно. А возможно, путаница произошла в документах.

Так или иначе, официальный счет побед «К-21» - 17 уничтоженных кораблей врага. Сейчас легендарная лодка стоит у причала г. Североморск, с 1983 года на ней открыт музей. Можно своими глазами увидеть, в каких условиях жили и воевали подводники во время войны.

В 1943 году Лунин стал командиром дивизиона, а после обучения в Военно-морской академии с 1956 по 1957 командовал бригадой подводных лодок Северного флота. Позднее занимался управленческой деятельностью, ушел в отставку в чине контр-адмирала.

Скончался Н.А.Лунин в 1970 году в Ленинграде.

Улица Старикова

Валентин Георгиевич Стариков (1913 – 1979) родился в Сарапуле, учился в фабрично-заводском училище в Перми, но по призыву комсомола решил стать моряком. После окончания военно-морского училища он служил на прославленном балтийском линкоре «Марат», а затем окончил курсы подводников. Принимал участие в советско-финской войне, а после нее был назначен на Северный флот. Здесь ему доверили командование лодкой «М-171». За полгода войны Стариков дважды прорывался на своей «малютке» во вражеские базы. Боевой счет «М-171», по официальным данным, составил 14 потопленных вражеских кораблей. Стариков был удостоен звания Героя Советского Союза, а лодка стала гвардейской. Весной 1943 года Старикову передают командование над большой подводной лодкой К-1, а уже осенью отправляют на новое место службы – на Черноморский флот. Там Валентин Стариков и встретил Победу. Кроме звезды Героя, за ратный труд Стариков был награжден семью орденами и многими медалями.

После войны В.Г.Стариков продолжил учиться, а затем занимался преподавательской деятельностью в Высшем военно-морском училище подводного плавания. В 1965-1972 годах возглавлял Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова. Дослужился до вице-адмирала.

Похоронен В.Г.Стариков в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

В 1961 году в городе появилась улица с загадочным для непривычного уха названием – Героев «Тумана». А жителей Полярного оно не удивляет, люди знают: это еще один памятный знак войны на карте нашего города.

Улица Героев «Тумана»

«Туман» - такое название получил, став военным кораблем, мурманский рыболовный траулер «Лебедка». На фронт призывались не только люди, но и корабли. «Туман» стал сторожевиком, предназначенным для несения дозорной службы по охране водного района главной базы Северного флота. Его вооружили двумя орудиями калибра 45 мм, двумя пулеметами и несколькими глубинными бомбами.

10 августа 1941 года «Туман» обнаружил три германских эсминца и сообщил об этом в штаб, выполнив свою боевую задачу. Силы были неравными, так что командир «Тумана» попытался увести корабль, применив дымовую завесу, но эсминцы, обладая почти большей скоростью и лучшим вооружением, догнали «Туман» и начали расстреливать его. «Туман» получил 11 прямых попаданий. Кормовое орудие было повреждено, и вести ответный огонь сторожевик не мог. Вышло из строя рулевое управление, на корабле начался пожар, а в пробоины заливалась вода. Командир и комиссар погибли. Выстрелами был сбит с мачты военно-морской флаг СССР, но раненый рулевой Семенов и радист Блинов под обстрелом подняли флаг вновь.

Среди экипажа не было никакой растерянности, никакой паники. Все выполняли свой долг. Сбросили за борт все снаряды и глубинные бомбы, чтобы не взорвались. Продолжали нести вахту в машинном и котельном отделениях, обеспечивая работу механизмов и ведя борьбу с поступающей водой. Лейтенант Рыбаков, заменивший командира, руководил борьбой за живучесть корабля, показывая личный пример бесстрашия. Раненный в обе руки военфельдшер Петруша продолжал оказывать первую помощь. Через пятнадцать минут Рыбаков приказал спустить на воду шлюпки, пробоины в которых забили бушлатами и бескозырками. В первую очередь в шлюпки перенесли раненых. Оставшийся в живых личный состав не покидал корабля до тех пор, пока "Туман" не лег правым бортом на воду. По команде экипаж покинул гибнущий корабль. Сам лейтенант Рыбаков оставил корабль последним.

В это время открыли огонь советские береговые батареи, отогнав врага. А пришедшие на помощь катера подобрали шлюпки. Из 52 человек экипажа спаслось только 37.

Удивительно, но за этот героический бой экипаж «Тумана» никак не был награжден – их только поблагодарили от имени командования и передали подарки от мурманских рабочих.

Сейчас, проходя координаты места последнего боя «Тумана», корабли ВМФ приспускают флаги и дают протяжный гудок, отдавая ему почести. Иногда говорят, что «Туман» повторил подвиг «Варяга» - поскольку, как и знаменитый крейсер в 1905 году, сражался в неравном бою и ушел под воду, не спустив флага.

Интересно, как на карте нашего города отображались послевоенные события в истории страны. С 1953 года началась реабилитация лиц, реперессированных при Сталине. В 1955 году Военная коллегия Верховного суда СССР полностью реабилитировала расстрелянного в 1940 году как «враг народа» К.И. Душенова, а в 1963 году исполком Полярного городского совета принимает решение назвать его именем одну из центральных улиц города.

Улица Душенова

Командующий Северной флотилией и первый командующий Северным флотом, Константин Иванович Душенов (1895 - 1940) сделал для Полярного невероятно много.

Он вообще был личностью чрезвычайно яркой. Родившись в бедной деревенской семье на Вологодчине, с юности много работал. Попав на флот, да не куда-нибудь, а на крейсер «Аврора», проникся идеями большевиков. Во время Октябрьской революции был связным между крейсером и Смольным, а потом – первым комендантом Зимнего дворца (который, кстати, не дал никому разграбить). Потом гражданская война, учеба и служба на Балтике и на Черном море. И вот в 1935 году Душенов получает назначение командующим Северной флотилией. Флотилия тогда насчитывала 11 кораблей и плавбазу. Ни авиации, ни береговой обороны. Главная база – село Полярное.

Новый командующий активно взялся за работу. При нем корабли флотилии начали ходить в дальние походы, проводить сложные учения.

Большое внимание уделял Душенов строительству и благоустройству главной базы, быту моряков. При нем в Полярном построили жилые дома для офицеров, казармы для матросов, бани, детский садик, школу, Дом офицеров, стадион. Душенов привлекал к строительству и матросов, и гражданских, сам с женой участвовал в субботниках. При частях создавались теплицы, чтоб обеспечить матросов свежими овощами. Командующий во все вникал, все держал под контролем.

В 1937 году флотилию преобразовали в Северный флот. Командующий добился того, чтобы Полярному вернули статус города. Его авторитет на флоте и в крае был невероятно высок; за свой труд Душенов был награжден двумя орденами. Но, увы, это не спасало от подозрений в измене и «вредительстве». В 1938 году Душенова вызвали в Ленинград и там арестовали. Все обвинения он отверг и ничего не подписал, но его судьба была уже предрешена вместе со многими другими военачальниками. В 1940 году Душенову вынесли смертный приговор и на следующий день расстреляли.

В 1965 году Константину Ивановичу Душенову присвоено звание Почетный гражданин города Североморска. Его именем названы улицы в Североморске, Полярном и Гаджиево.

В 1961 году весь мир с восторгом встретил новость о первом полете человека в космос. Через пять лет после этого события в Полярном появилась улица имени первого космонавта.

Улица Гагарина

Дело в том, что для северян Юрий Алексеевич Гагарин (1934 - 1968) – не только герой-космонавт, но и земляк-сослуживец. С 1957 по 1960 он был летчиком истребительного авиационного полка Северного флота в Луостари. На Север выпускник летного училища Гагарин попросился сам. Он хотел стать настоящим летчиком, пройти через трудности, научиться летать в сложных погодных условиях. Север был самым подходящим местом для этого. Здесь Юрий Гагарин прошел серьезную школу, освоил сверхзвуковые МИГи, научился сохранять уверенность в самых сложных условиях. Все это ему потом очень пригодилось.

В конце 1959 года Гагарин подал рапорт с просьбой зачислить его в отряд космонавтов, и вскоре был в него зачислен. Его мечта сбылась.

Вновь побывал в наших краях Ю.А.Гагарин в 1965 году, уже после легендарного полета. Он посетил атомный ледокол «Ленин», встречался с рыбаками, военными моряками, жителями Мурманска. И конечно, повидал и родной гарнизон в Луостари.

С возведением новых районов города на карте появились еще два названия, также связанные с Великой Отечественной войной.

Улица Красный Горн

Улица (а точнее – целый микрорайон) получила свое название в 1977 году в честь плавучей ремонтной базы «Красный Горн», которая с 1935 по 1946 годы возвращала в строй корабли и подводные лодки Северной флотилии и Северного флота. Это был героический труд. В годы войны плавбаза провела около 300 ремонтных работ, не прекращая их даже под бомбежками. 70 рабочих и служащих были награждены орденами и медалями. В 1945 плавбаза поставлена на вечную стоянку в Пала‑Губе, а в 1946 на базе «Красного Горна» создан комплекс, положивший начало Полярнинскому судоремонтному заводу.

Улица Героев-североморцев

В 1987 году поменяла своё название прежняя улица Боковая. В ее новом названии полярнинцы решили увековечить память о героях Северного Флота. За героизм и мужество, проявленные в боях, 85 матросов, старшин, сержантов и офицеров были удостоены высокого звания Героя Советского Союза, трое из них — летчик Б. Ф. Сафонов, катерник А. О. Шабалин и разведчик В. Н. Леонов — стали дважды Героями Советского Союза.

За образцовое выполнение заданий командования в годы войны десятки соединений, кораблей и частей флота были награждены орденами, 12 кораблей, частей и соединений флота — преобразованы в гвардейские, 14 — присвоены почетные наименования. 24 июня 1945 года в Параде Победы в составе сводного полка ВМФ приняли участие 200 североморцев.

В 1997 году произошло последнее по времени добавление в перечень улиц Полярного. Совет депутатов ЗАТО Полярный принял решение об увековечении памяти контр-адмирала Б.К.Сычева.

Набережная Сычева

Борис Константинович Сычев (1930-1984) родился в Севастополе в семье военных и потерял и отца, и мать в Великой Отечественной войне. После войны Борис закончил военно-морское училище и нес службу сначала на Балтике, а с 1954 года и до самой смерти – на Северном Флоте, в Полярном. Тридцать лет без переездов – для военного это рекорд.

За это время Б.К. Сычев прошел путь от штурмана тральщика до первого заместителя командующего Кольской флотилией разнородных сил, от лейтенанта до контр-адмирала. Принимал участие в боевом тралении в районе Персидского залива, в испытаниях техники и оружия на Новой Земле, за что был награжден двумя орденами Красной Звезды. Внес большой вклад в формирование и становление Кольской флотилии разнородных сил.

Улицы Полярного… Мы привыкли к этим названиям, они стали частью нашей повседневной жизни. Но в них хранится память. И дай Бог, будет храниться долго-долго, вечно, всегда.

Здесь ваши имена –

в названьях, планах.

Не от морской волны,

мирской молвы

О вас услышу,

вспоминая славных

И радуясь,

что вновь живые вы…

Д.Ковалев. «В Полярном».

Составила младший научный сотрудник МБУК ГИКМ Анашкина О.В.


man 
Публикация персональных данных, в том числе фотографий, производится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ " О персональных данных", с согласия субъекта персональных данных".




man2 
Интернет-ресурс (сайт в сети "Интернет") http://nashsadik4.dswebou.ru/ расположен на сервере, который находится на территории Российской Федерации.

obrvminpros2-205x65-5-0 8bd2207fa40d2-205x65-5-0 236546669bcc2-205x65-5-0 a5258aebf6bc2-205x65-5-0 b2ece112ab5b2-205x65-5-0 e21f40edc569banbiblgos